| Как взять заказ на фриланс бирже: полный гайд и мой личный опыт |
Как взять заказ на фриланс бирже: полный гайд и мой личный опыт
Если вы читаете это, скорее всего, вы либо только начинаете свой путь на фрилансе, либо уже столкнулись с главной проблемой — поиском стабильного потока адекватных клиентов. Я прошёл через всё это и готов поделиться своим опытом. Поговорим не только о том, как работать с фриланс биржами, но и о том, как в принципе выстроить свою карьеру, чтобы заказчики сами вас находили. Этот гайд — квинтэссенция моих проб и ошибок, здесь собран каждый нюанс, который помог мне наладить заработок.
Навигация по статье (оглавление)
7 способов поиска клиентов, чтобы расширить кругозор
Прежде чем мы с головой уйдём в тему бирж, я хочу расширить ваш кругозор. Фриланс-платформы — это не единственный источник заказов. Часто самые денежные и интересные проекты лежат за их пределами. Вот мой личный топ-7 способов.
1. Сотрудничество с агентствами
Многие агентства постоянно ищут сотрудников на фрилансе. Я советую не ждать, а проявить инициативу и написать им напрямую, если найдете их контакты. Зачастую они платят не очень много, но есть и более солидные варианты. Это хороший способ получить стабильный поток задач.
2. Устроиться в "подмастерье" к более опытному фрилансеру
Очень неплохой вариант на начальных этапах карьеры, плюс узнаете много полезных и практичных фишек. Можно также устраивать коллаборацию и с коллегами смежных профессий, например, веб-дизайнер может сотрудничать с верстальщиком, обмениваясь заказами.
3. Публикация кейсов в медиа
- VC.ru: Здесь можно рассказать, как ваша работа принесла пользу клиентам. Также я советую писать полезные комментарии к другим статьям, чтобы привлекать внимание к своему профилю.
- Otzyvmarketing.ru: Публикуйте отзывы на различные сервисы, с которыми имели дело. Нужно хорошо заполнить профиль, чтоб было понятно, какие услуги вы предлагаете, как с вами связаться и какой вы крутой профессионал.
- Яндекс.Кью: Отвечайте на вопросы в связанной с вашей профессией тематике. Можно писать в стиле "исходя из моего многолетнего опыта такого-то специалиста в этой сфере". Как и в предыдущем примере, важно хорошо оформить профиль.
4. Создание своего сайта и реклама
Рекламироваться дорого, но есть лайфхаки делать это по приемлемой цене, если у вас высокие цены, вы профессионал и умеете хорошо это преподносить. Сайт не стоит больших средств, в процессе его ведения вы повысите свои знания в профессии, а не только будете находить клиентов. Можете обзавестись и связями среди коллег, что также полезно для профессионального роста, но иногда они могут вам и клиентов подкидывать, с которыми не успевают.
5. Сарафанное радио
Если будете делать работу в срок, максимально качественно и хорошо вести деловое общение, то будет дополнительное вознаграждение в виде бесплатных рекомендаций, а не только многоразовые заказы. Также помогут некоторые маркетинговые уловки, наподобие неожиданного (не оговоренного ранее) бонуса, который не заберет много вашего времени, но клиенту не обязательно об этом знать.
6. Посещение профессиональных мероприятий
Это профильные конференции, выставки и т. д. На таких мероприятиях можно найти не только заказчиков, но и партнеров для будущих проектов.
7. Биржи фриланса
Об этом пойдет речь ниже в статье, но все равно стоит отдельно это подчеркнуть как один из самых доступных способов начать.
| Признаки плохих заказчиков: мой отзыв о том, с кем не стоит работать |
Признаки плохих заказчиков: мой отзыв о том, с кем не стоит работать
Не стоит сотрудничать со всеми заказчиками, ведь в итоге больше нервов и времени потеряете, нежели успеете заработать. Вот признаки, на которые я всегда обращаю внимание.
Завышенный бюджет
Привлекают таким образом внимание, а потом оказывается, что это бюджет на месяц или на 50 дней. Дальше стараются как можно худшими условиями вынудить вас отказаться от заказа, мол, вы виноваты, но само собой делают это на позднем этапе, когда вы сильно вложились.
Огромное ТЗ с малозаметным важным аспектом
Сделают как можно большее описание, чтоб неприятные условия спрятать, например, цену в конце указать. А потом при арбитраже вы будете виноваты в своей невнимательности. Читайте всё до последней буквы.
Неуважительность 1: Акцент на негативе
Делается огромный акцент, как НЕ НАДО, обязательно капслоком. Если это сделать сложно на примере, то рассказывают, сколько много бесполезных фрилансеров пришлось повидать. Это первый звоночек о токсичности.
Неуважительность 2: Кодовое слово
Среди или внизу огромного текста ТЗ указать кодовое слово, без указания которого в тексте заявка не будет рассматриваться. Они не ценят ваш труд, относятся не как к партнеру, а как к РАБотнику.
Неуважительность 3: Цена не оговаривается
В конце указать, что цена не оговаривается, и обязательно еще подчеркнуть это капслоком. Это признак негибкости и нежелания идти на диалог.
Нарочитая банальность
По цене ниже среднего написать целый ворох банальных требований: исполнительность, дисциплинированность, трудоспособность, скромность, вежливость, трудолюбие, стрессоустойчивость, быть всегда на связи. Это сигнал, что вашу экспертизу ценить не будут.
Капслоковая категоричность
Частое употребление капслока в обиходных фразах с особой неуважительностью, типа "все тупые, иначе никак". Вот некоторые такие фразы: "все... проходят МИМО", "буду СТРОГО ПРОВЕРЯТЬ", "задание нужно сдать ДО", "....НЕ БУДЕТ ОПЛАЧЕНО".
Активист
Это заказчик, который в комментариях под заказом часто обсуждает справедливость цены и вообще "вы все бесталанные и ленивые". Бегите от таких.
| Улучшаем свой профиль: гайд по созданию продающей страницы |
Улучшаем свой профиль: гайд по созданию продающей страницы
Ваш профиль — это ваша витрина. Давайте разберемся, как работать с фриланс биржей, чтобы эта витрина привлекала клиентов.
Описание профиля (резюме)
Не нужно туда писать нерелевантную вашей специализации информацию, по подобию школьные годы, где работали в других профессиях, какой у вас стиль жизни или как вы позитивно мыслите. Только о вашей специализации, и почему стоит выбрать именно вас.
Есть неплохая фишка, что можно разместить яркую, но лаконичную инфографику с самыми ключевыми выгодами для заказчика, ведь на многих платформах в описание можно добавлять картинку.
Структура моего описания:
- Сначала описываем ключевые преимущества в сотрудничестве с вами: опыт, подход к работе, основные кейсы (примеры) — в портфолио это будет намного подробнее, а здесь самые яркие примеры коротко. Можно мотивировать здесь же перейти посмотреть портфолио, мол, там больше.
- Дальше раскрываем подробнее опыт: ниши, направления, типы бизнеса.
- Детализируем свои услуги, что в них входит. Описываем каждую из них, и из каких этапов она состоит. Например, у копирайтера могут быть такие ниши: SEO-тексты, текст для лендингов, текст для продуктов, текст для воронок продаж в чатах или почтовой рассылке.
- В конце профиля вписываем поисковые теги, по которым вас могут находить заказчики, но успех в поисковой выдаче во многом будет зависеть от вашего рейтинга.
- Плюс теперь есть возможность создать под-профиль на другом языке, поэтому стоит все это перевести на другие языки для выхода на международный рынок.
Портфолио
По данным бирж, до 97% заказчиков просматривают портфолио перед выбором. Так что стоит его регулярно обновлять. Вот как я создаю эффективное портфолио для каждой работы.
Структура одного кейса в портфолио:
- Заголовок: Включает название ниши, возможные результаты и суть задачи.
- Ссылка на сайт клиента и краткое описание компании: Ее основные плюсы/значимые моменты. Например: количество филиалов, оборот, объем заказов и какие партнеры.
- Какую перед вами поставили задачу: Сделайте более подробное описание клиентских проблем и потребностей. Старайтесь это более конкретизировать, например, увеличение заказов по категориям товаров, создание быстрого сайта с необходимыми метриками и хорошим SEO-кодом, написание статьи с высокой конверсией в переходы и покупки.
- Как вы подошли к выполнению задачи: Включает анализ проблем, изучение целевой аудитории и проверку гипотез.
- Результаты до и после начала работы с клиентом: Если это имеет смысл в данном случае. Описание процесса вашей работы. Почему вы выбрали такой способ достижения результата, а не другой.
- Отзыв клиента о сотрудничестве: Включая фотографию клиента, его имя и должность, а также его оценку проделанной работы.
- Категория работы: Не забудьте указать, на большинстве бирж можно выбирать.
- Теги: Теги через значок # стоит добавлять не только в описание профиля, а и в каждой работе портфолио.
Возможно также создать иллюстрации, демонстрирующие эти элементы, что улучшит визуальное восприятие портфолио и поможет выделить ключевые моменты. Если дизайнирование вызывает трудности, можно описать всё текстом, не тратя время на дизайн.
| Правильные заявки: как вывести деньги с фриланс биржи, получая заказы |
Правильные заявки: как вывести деньги с фриланс биржи, получая заказы
Заявка — это ваш коммерческий оффер. Цель — не получить заказ, а начать диалог. Разберем, как это делать.
Хитрый демпинг
Касается бирж, которые не позволяют сильно занижать установленную цену заказа, тот же Фрилансхант. Вот мои методы:
- Разбить на три варианта: дешевый, базовый, дорогой. Или со всеми материалами для концепции одна цена, без них — другая.
- Раздробить заказ на части, в том числе на составные услуги, а не объем: редактура, правки, написание структуры статьи отдельно от полного текста.
- Оплата комиссии за безопасную сделку за свой счет.
- Бонус в виде бесплатной дополнительной услуги.
- Демонстрация (напр. скриншот) предварительных результатов, когда начальный результат уже готов.
- Написать, что система не дает выставить такую-то цену, при этом сначала написать, что готовы обговорить оптимальные условия/цену.
Анализ эффективности ставок
Важно анализировать, какая реакция на ваши заявки у клиентов и на каком этапе больше всего проблем. Возможности будут описываться исходя из функционала биржи Фрилансхант, однако у других бирж часто схожий функционал. Если у вас платный аккаунт, то покажет, заходил клиент на ваш профиль или нет. Если в списке активных проектов (заходим в его аккаунт) этого проекта нет — значит, ваша заявка не сработала. Я также даю ссылки на примеры своих работ через сервисы-сокращатели, как bit.ly, чтобы отслеживать клики. Смотрим на вкладке "Обсуждение" под описанием проекта, чтоб видеть, нанял ли он кого-то. Если он до сих пор пишет другим, но не взаимодействует с вами — значит, вы не подходите.
Каждую ставку я документирую в специальной таблице, подробно заполняя информацию о ней. Это необходимо для того, чтобы в конце каждого месяца провести анализ и выявить, какие изменения привели к увеличению эффективности. В данном документе я учитываю следующие аспекты:
- Дата.
- Ссылка на конкретную ставку.
- Вид услуги (поскольку в моем арсенале разнообразные виды услуг).
- Качество ставки (классифицированное по разным категориям; на качественные проекты я направляю больше внимания и усилий).
- Время реакции на запрос (примерно в минутах после публикации: менее 10 минут, менее 30 минут, менее 50 минут и так далее).
- Моя позиция в конкретной ставке (например, топ-5, топ-10, топ-15, топ-20, топ-30, 30+).
- Тип ставки (если использованы шаблоны, то указывается название шаблона, в противном случае — информация о сгенерированной ставке).
- Наличие переписки.
- Факт успешной продажи.
- Комментарии, если внесены изменения в ставки, профили или подход и есть дополнительные размышления по этому поводу.
Для получения надежной статистики необходимо иметь в базе около 50-100 ставок. После этого провожу анализ собранных данных, что позволяет вычислить следующие ключевые показатели: общее количество ставок, количество просмотров профиля или переходов на примеры работ (изначальная заинтересованность), конверсию ставок в переписку (повышенная заинтересованность) и конверсию переписки в продажи. Для более детального анализа я также отслеживаю качество клиентов и, соответственно, конверсию от качественных ставок и конверсию от качественной переписки.
Приоритеты для успеха в заявках
Высокий приоритет для успеха:
- отзывы;
- первые 15 строк вашей заявки;
- визуальное оформление заявки: маленькие абзацы, пробелы между абзацами, пункты или списки, визуализация платного функционала, 1-2 эмодзи, ссылки на примеры работ.
Средний приоритет для успеха:
- хорошее фото профиля: норм разрешение, лицо видно полностью, полуофициальное (без трусов и т. д.);
- рейтинг — достаточно первых 10-15 заказов для набития, не нужен зашкаливающий;
- пример работ;
- место вашей заявки среди других — лучше быть среди 20 первых подавших.
Низкий приоритет для успеха:
- сроки и цена, лучше указывать минимальные, а дальше оговариваем.
Как оформлять и писать заявки: мой гайд
Ключевые ошибки при подаче заявки:
- Имя и специализация: имя и так видно, а специализация следует из самого задания, у нас ограниченное время на то, чтобы на нашу заявку обратили внимание.
- Указание цены: она может меняться, плюс вы уменьшаете конверсию, если ставите заказчика перед фактом: да или нет. Заказчики часто могут не понимать сложность и что лучше, поэтому лучше вызывать их на диалог.
- Слишком много примеров работ (лучше 2 работы) или просьба перейти в профиль на портфолио — это лишние телодвижения, а заказчики тоже люди, то есть им может быть лень.
На самом деле по-настоящему наша главная цель не сразу получить заказ, а начать диалог, тогда вы по-другому будете составлять заявки и ваша конверсия постепенно будет улучшаться. Можно также стремиться к следующим промежуточным целям: выделиться среди других заявок; заинтересовать прочитать следующий текст, а не только первые строки; замотивировать к обсуждению (напр.: давайте оговорим детали в общении).
11 элементов хорошей заявки:
- Приветствие + имя клиента.
- Указываем, сколько опыта в схожей нише (или в общем) и выполняли ли подобные задания на подобную тему (например, сайт для стоматологической клиники, или указать, что делали в медицинской тематике, что не одно и то же, но очень много общего).
- Даем 1-2 ссылки на наиболее схожие работы с той, которую предлагает заказчик.
- В первых 3-5 строках используем такие эмодзи как галочка или молния, выделяем большими буквами акценты, создаем вау-эффект громкими цифрами (известный бренд, моя статья получила 25к просмотров или видео набрало 1 млн., работал с Вольво).
- Акцентируем на потребностях клиента: "вот в вашем проекте..." и кратко перефразируем основную суть (не копируем); если проект срочный, то "могу сразу приступить", но это все лучше в самом начале писать; задаем 1-2 уточняющих вопроса исходя из описания, чтоб подтвердить, что мы поняли суть, показать заинтересованность и наш профессионализм.
- Расписываем вкратце этапы работы над проектом, а также как будет идти этап обсуждения деталей, когда сможете начать, сколько времени займет каждый этап.
- Ваши преимущества перед остальными: общий опыт или количество работ; какая гарантия на работу; что позволит вам ее сделать лучше, быстрее и качественнее остальных; сертификаты или подобное, что подтвердит экспертность.
- В конце еще пара работ-примеров.
- Небольшой бонус, который легко сделать (не больше 30 мин.) и клиент сможет убедиться в качестве (больше для новичков или больших/долгих заказов).
- Предложение по поводу заказа, что придет с опытом. Это что-то новое/проверенное/полезное, что он не указал, но будет 100% ему нужно.
- В конце призыв к действию: "Предлагаю вам оговорить детали в переписке, чтоб я смог точно указать цену и сроки".
Пример оформления заявки:


| Растем и делаем карьеру: обучение и повышение квалификации |
Растем и делаем карьеру: обучение и повышение квалификации
Чтобы увеличивать заработок на фрилансе, нужно постоянно расти.
Главные софт-скилы на фрилансе:
- Тайм-менеджмент: чтобы управлять своим временем.
- Технологии продаж и маркетинг: чтобы себя продавать.
- Самопрезентация: вы бренд — клиенты сами вас находят.
- Деловой этикет: чтобы грамотно вести переговоры.
Платные курсы на данную тематику:
- Максим Ильяхов "Работа с клиентами"
- Евгения Тополова (Нетология) "Работа со сложными клиентами"
- TexTerra "Интернет-маркетолог"
- Нетология "Передовые практики продаж"
Книги о тайм-менеджменте:
- Таня ван Эссен, Хенри Шувенбург «Прокрастинация. Первая помощь»
- Майкл Уилсон «Самодисциплина. Развитие личности»
- Доминика Деграндис «Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы»
- Франческо Чирилло «Метод Помидора. Управление временем, вдохновением и концентрацией»
- Мария Хайнц «Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым»
Книги о продаже и маркетинге:
- «Взлом маркетинга» Фила Бардена
- «Основы маркетинга» Филипа Котлера
- «100+ хаков для интернет-маркетологов. Как получить трафик и конвертировать его в продажи» Дениса Савельева и Евгении Крюковой
- «Одностраничный маркетинговый план. Как найти новых клиентов, заработать больше денег и выделиться из толпы» Аллана Диба
- «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла и Пола Брауна
Книги о самопрезентации:
- Марк Эко «Я — бренд. Формула успеха»
- Игорь Манн «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь»
- Кристин и Гарри Беквит «Сам себе бренд. Искусство самопрезентации»
- Юрген Саленбахер «Создайте личный бренд. Как находить возможности, развиваться и выделяться»
- Хьюберт Рамперсад «Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают»
Книги о деловом этикете:
- Наталья Яковлева «Деловое общение: учебное пособие»
- Елена Бер «Хорошие манеры и деловой этикет. Иллюстративное руководство»
- Людмила Сарычева и Максим Ильяхов «Новые правила деловой переписки»
- Елена Вос «Этикет на удаленке. Как правильно общаться с коллегами, партнерами и начальством онлайн»
Бесплатные курсы по профессиям
Маркетолог:
Программист:
- Основы программирования CS50 от Prometheus
- Веб-программирование с Python и JavaScript CS50 от Prometheus
- Изучай программирование бесплатно от ITVDN
- Основы Python программирования от Kampster
- Курсы программирования от CyberBionic Systematics: C# и HTML5, CSS3
СММ:
Копирайтерам:
Английский язык:
- Английский для начинающих. Elementary level (A1-A2) от Prometheus
- Бизнес-английский от Prometheus
- Английский для говорящих на украинском от Duolingo
- Mondly
- uTalk
Еще книги:
- Татьяна Гончаренко. Фриланс здорового человека.
- Кэтрин Грей. Неожиданная радость обыденности (работа с негативными мыслями).
- Валерий Пекар. Разноцветный менеджмент (управление своими делами).
- Адам Кехейн. Взаимодействие с врагом (сложные клиенты).
- Александра Фидкевич. Как начинить гадюку салом (монетизация своего контента).
- Вика Смерека. Ой, копирайтинг (как себя продвигать текстами).
- Роберт Танненбаум, Уоррен Шмидт. Как выбрать стиль лидерства (собираем свою команду).
- Джон Гебарро, Джон Коттер. Как управлять своим боссом (подход к каждому заказчику).
Бонусы: полезные ссылки
- Топ 10 телеграм-каналов для поиска работы в IT
- Топ YouTube-каналов для изучения английского языка
- Как фрилансерам подготовиться к перебоям с электричеством и интернетом
- Руководство по характеристикам видео в социальных сетях
- Аналоги российских сервисов для украинцев
- Вас отслеживают? Альтернатива сервисам Google
- Альтернатива сервисам Google. Часть 2
- Альтернатива сервисам Google. Часть 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий